Усилитель Cayin A-300B выпущен фирмой Zhuhai Spark Electronic Equipment CO., LTD., но даже при самом придирчивом осмотре он не выдаст своего происхождения. И дело даже не в добротности конструкции и безукоризненном изготовлении отдельных деталей. Нет ощущения вторичности, почти всегда возникающего при знакомстве с китайским Хай-Фаем.
|
Скорее наоборот, здесь видна вполне осмысленная реализация конкретной - не скажу, что чересчур оригинальной - звуковой идеи, и реализация грамотная. Звучание любого усилителя радикально зависит от конструкции, а лампового особенно. Именно поэтому шипы, платформы и прочие подобные аксессуары для них почти столь же эффективны, как и для LP-проигрывателей. Но это не значит, что нужно гасить все резонансы без разбора - умелый конструктор старается их гармонизировать, так же, как и создатели музыкальных инструментов. Одна и та же схема, собранная на разных шасси, даст совершенно разный звук, неправильно скомпонованный усилитель может звучать, как накрытый одеялом рояль.
A-300B можно считать бюджетным аппаратом: попробуйте найти за $1800 однотактник на "трехсотках", да еще с таким сервисом. При этом на железе, похоже, экономить даже и не пытались. Передняя панель из сантиметровой алюминиевой плиты снабжена дополнительными массивными накладками, в которую утоплены кнопки и светодиоды. Шасси - из полированной нержавейки (для отражения тепла) выполнено очень аккуратно. Панельки входных (6SL7) и драйверных ламп (6SN7) установлены на отдельной алюминиевой платформе и развязаны от шасси через пластиковые демпферы. Мера отнюдь не лишняя - октальные лампы при всех своих прелестях склонны к микрофонному эффекту (Микрофонный эффект (МФ) возникает в лампах из-за вибраций электродов, в частности, сетки. Если постучать по шасси усилителя или баллону лампы, можно услышать соответствующий отклик в колонках. В пальчиковых лампах электроды меньше, их конструкция жестче, поэтому и МФ в значительной степени ослаблен).
Серьезность намерений подтверждает и кожух, в который заключены все три трансформатора (помимо индивидуальных экранов), и конструкция опорных ножек. В нижнюю плоскость относительно невысокого цилиндра, выточенного из алюминия, запрессован небольшой упругий шарик. Причем это явно не резина, она бы просто такой вес (25 кг, между прочим) не выдержала.
|
Теперь о лампах. Китай - одна из немногих стран, где их производство не только сохранилось, но и является весьма доходной статьей экспорта. Тем не менее разработчики предпочли новоделу октальные "семерки" NOS, т.е. выпущенные очень давно, но не бывшие в употреблении. На баллонах проставлена маркировка Cayin, хотя при внимательном рассмотрении можно разглядеть не до конца стертый оригинальный логотип и год изготовления - 1962. Это пример классического ребрэндинга, когда производитель покупает партию старых ламп, проверяет их, отбирает и ставит собственное клеймо. Рискну предположить, что на самом деле это саратовские 1578 и 1579 red base, точная копия американских 6SL7 и 6SN7, т.е. лампы раритетные и высоко ценимые меломанами за линейность и нейтральность звучания.
А вот "трехсотки" поначалу озадачили, таких мне видеть еще не приходилось. Цоколь стандартный 4-штырьковый, но баллон без "головы" - низкий и пузатый, как у VT52 Western Electric. На цоколе маркировка: "Full Music 300Bn". В Сети мне удалось найти кое-какие сведения и о лампе, и о ее производителе. Это одно из последних достижений китайской фирмы Tianjin. Пятивольтовый накал (он же катод, поскольку триод прямонакальный) поделен на четыре секции и выведен на траверсы вверху баллона, что дает более равномерный прогрев и улучшает линейность характеристик. Анод, как и положено, четырехгранный, крестообразного сечения, некоторые источники сообщают, что он посеребрен. Это похоже на истину, по крайней мере внешне. Японский журнала "MJ Stereo Technic" всесторонне исследовал 300Bn и дал ей весьма высокую оценку. Фирма Tianjin выпускает несколько реплик этого триода, в т.ч. и с керамическим цоколем, позолоченными выводами и даже со стилизованным под седую старину круглым баллоном. Так что со временем можно выходные лампы поменять и на более крутые, если захочется.
На верхнюю плоскость выведены под шлиц регуляторы смещения и баланс накала. В первом случае оптимум устанавливается с помощью тестера, подключенного к контрольным гнездам, а во втором - на слух, по минимуму фона в колонках.
Железо в выходных трансформаторах конфигурации "Ш", и габариты их очень солидные. Силовой намотан на торе, и это правильно - "бублик" обладает малым полем рассеяния, поэтому дает минимальные наводки на расположенные рядом выходники. Напомню, что у фирмы собственное производство моточных узлов, которые она поставляет и другим брэндам, в т.ч. японским.
Развинчивать аппарат я не стал, поэтому о его схемотехнике судить не могу. Применение на входе двойных триодов 6SL7 с высоким усилением объясняется, по-видимому, желанием получить высокую чувствительность при наличии общей обратной связи. Вообще говоря, усилители на 300В тем и хороши, что прекрасно обходятся и без ОС, но в данном случае владельцу аппарата дается возможность сравнить его звучание и в том, и в другом варианте. Чуть позже мы ею обязательно воспользуемся.
Каждый канал питается от собственного кенотрона 5AR4 производства Sovtek.
На задней панели установлено пять пар золоченых RCA, причем предусмотрен отдельный вход непосредственно на оконечный усилитель. Он пригодится при наличии отдельного преда с собственными регулировками. Выходных "постов", сильно напоминающих WBT, в каждом канале по четыре, поскольку в выходных трансформаторах предусмотрены отводы для 4-х, 8-ми, и 16-омной нагрузки.
Cayin A-300B комплектуется увесистым алюминиевым бруском - пультом ДУ с крошечными кнопками. С него регулируется громкость, выбирается вход, отключается обратная связь и сбрасывается уровень (Mute). Все это реализовано на потенциометре с мотором и наборе реле. При прогреве и выборе источника выход усилителя блокируется.
Поскольку однотактники не любят низкоомной нагрузки, мы выбрали 8-омные мониторы Spendor SP1/2. Эти трехполосники имеют среднюю для современных АС чувствительность 88 дБ. Они выпускаются уже более 10 лет и благодаря сбалансированному звучанию считаются классикой в своем жанре.
Имейте в виду: сразу после включения усилитель слушать нельзя. Формально лампы прогреваются минуты за три, но звучание - тяжелое, неразборчивое, ленивое - вряд ли вас согреет. Потребуется не менее часа, чтобы аппарат разыгрался, за это время вы сможете вволю им налюбоваться. С рубиновыми отблесками ламп и подсветкой регулятора громкости аппарат производит довольно сильное впечатление, особенно в темноте. Но не слишком ярко и со вкусом.
Постепенно появляется живость и артикуляция в нижнем регистре, исчезает вуаль, прорисовывается сцена. Эксперименты с обратной связью никаких сенсаций не произвели - при ее наличии атака становится резче, точнее передается удар, басовые партии прослеживаются четче. Зато уходит воздух, скрадываются мелкие детали звуковой картины. На записях симфонических произведений [1] оркестр прорисовывается точнее, но здорово ослабляется атмосфера зала. На китайских барабанах [2] удар несколько резче, зато при отключении ОС появляется масса послезвучий, гармоник и характерный металлический призвук барабанных стоек. Впрочем, должен заметить, что вводимая ОС не очень глубока, и разница в звучании отнюдь не драматична. Зато при манипулировании кнопкой NF (Negative Feedback) вы наверняка заметите изменение уровня - без ОС усилитель играет немного громче. Отчасти поэтому при непосредственном сравнении большинству слушателей кажется, что именно в таком режиме аппарат звучит лучше.
|
Теперь, когда мы вычислили "поправки на ОС", попробуем выявить основные особенности A-300B. Как ни парадоксально, он оказался более чувствительным к источнику, нежели к нагрузке. Усилитель обращает внимание слушателя на все недостатки проигрывателя - излишнюю резкость или, наоборот, вуаль, подчеркивает любое нарушение тонального баланса и ритмической основы. И наоборот - при подключении самой разной акустики, от тяжелых напольников до компактных мониторов, характер звучания в среднем и верхнем диапазоне почти не меняется. Лучше всего удается джаз, особенно старые записи [3], вокал в сопровождении небольшой группы инструментов [5], да и вообще любые камерные составы.
Многие усилители на 300В, которые мне доводилось слышать, страдали одним серьезным недостатком - примерно после получаса прослушивания начинало клонить в сон независимо от того, музыка какого жанра воспроизводилась. Сочетание 6SN7 и 300B особенно опасно - обе эти лампы нейтральны, а их сочетание дает хотя и красивый, но довольно ленивый звук. Похоже, высокоомный триод 6SL7, поставленный на входе этого усилителя, придает звучанию необходимую живость, не делая при этом его чересчур контрастным. Информативная и теплая середина, присущая однотактникам, дополняется убедительной энергетикой. Аппарат и на самом деле грамотно сбалансирован - его характер легко подправить в ту или иную сторону подбором кабелей (серебро даст более акцентированный верх) и, разумеется, акустики. Но учтите, что этот усилитель все-таки делался для эстетов - эмбиент или тяжелый рок он недолюбливает. Впрочем, и "Лайбах" [4] ему оказался вполне по зубам, если не считать некоторого сумбура на фрагментах с самым плотным спектром.
А теперь главное. Лучший результат получается, если подбирать под этот усилитель все остальные компоненты, но никак не наоборот. Став ядром системы, он опровергнет все доводы тех, кто любит критиковать ламповые однотактники.
Компания Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., Ltd. была основана в 1993-м для разработки и серийного изготовления элитной аудиотехники. Является дочерним подразделением Китайской национальной корпорации по экспорту и импорту космических технологий CATIC (China National Aero-technology Imp. & Exp. Corporation). В настоящее время выпускает более 100 моделей транзисторных и ламповых усилителей, CD-проигрывателей, тюнеров, ревербераторов, активных кроссоверов и декодеров для домашнего театра. В департаменте R&D трудятся 15 конструкторов мирового уровня.
Компания имеет собственное производство силовых и выходных трансформаторов на тороидальных, "Ш" и двойных "С"-сердечниках, которые под торговыми марками Spark, Cayin и Catic поставляются и другим фирмам. В настоящее время продукция Zhuhai Spark Electronic экспортируется более чем в 20 стран мира и постоянно демонстрируется на выставках в Токио, Лондоне, Мюнхене, Милане, Копенгагене, Афинах, Гонконге и Тайпее.
Помимо собственной продукции компания выполняет ОЕМ-заказы для крупнейших американских, японских, европейских и тайваньских брэндов. Качество изделий контролируется в соответствии со стандартами, принятыми в аэрокосмической промышленности (т.н. спецификации XK09-1034022).
По данным Минфина КНР, оборот Zhuhai Spark Electronic в 2004 г. превысил $1,8 млрд.
- "Tutti! Orchestral Sampler". HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов.
- Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA. Треки самых разных жанров, подобранные по одному критерию - безукоризненному качеству. Звучание китайских барабанов (последний трек), в частности, даст представление о динамических качествах системы.
- Stan Getz, "West Coast Jazz". Verve Master Edition, 1999. Великолепные записи 1955 г. - минимум микрофонов, ламповый тракт, никаких пересведений.
- Laibach, "Anthems". 2 CD Mute, 2004. Запись с очень плотным заполнением звуковой сцены. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет заметна.
- Cassandra Wilson, "Traveling Miles". Blue Note, 1999. Прекрасно сбалансированный частотный диапазон, редкий по богатству тембров женский вокал.
- DVD/CD-проигрыватель Marantz DV-9500 $2500
- Акустические системы Spendor SP1/2 $3000
- Межблочные кабели Ecosse The Symphony 0.5 м С= 265 (1 шт.)
- Акустический кабель Ecosse MS 4.45 2 м С= 506 (1 шт.)
- Выходная мощность, Вт 2 х 8
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц 15-30000
- Коэффициент гармоник (1 кГц), % 2
- Чувствительность, мВ
- предварительной секции 280
- оконечного усилителя 600
- Отношение сигнал/шум, дБ -83
- Оптимальное сопротивление нагрузки, Ом 4, 8, 16
- Потребляемая мощность, ВА, 280
- Габариты, мм 420х200х380
- Масса, кг 25
|
Рис. 1. АЧХ усилителя Cayin A-300B № 0411010 при выходной мощности 6 Вт |
|
Характеристику можно считать образцовой для однотактного выходного каскада. Обратите внимание, что на частоте 10 Гц (ниже Clio не меряет) нет ни малейшего спада, что говорит о высоком качестве выходных трансформаторов. Без обратной связи (верхняя кривая) завал на 20 кГц составляет 0,9 дБ, а с включенной ОС - 0,5 дБ. На слух это заметить невозможно. А вот падение уровня на 2,2 дБ наверняка будет слышно.
|
Рис. 2. Спектр гармоник усилителя Cayin A-300B № 0411010 при выходной мощности 0,5 Вт |
|
|
Без ООС (верхний график) КНИ 1% достигается на 8-омной нагрузке при мощности 3 Вт, а при включенной ООС - на 3,6 Вт. Гармонический спектр при этом не меняется - максимум приходится на 2-ю гармонику, амплитуда 3-й чуть меньше, а составляющие более высоких порядков отсутствуют вовсе. В этом и заключается "секрет" музыкальности однотактных ламповых усилителей, поскольку высшие гармоники делают звучание утомительным, менее прозрачным.
|