Только честно: сколько у вас знакомых "театралов", имеющих семиканальную домашнюю систему? А теперь давайте посмотрим на полки хай-файных салонов. Не правда ли, странная картина: даже у сравнительно недорогих ресиверов есть все необходимое для воспроизведения "расширенных" форматов - либо один дополнительный канал, либо парочка. Нужны ли они на самом деле? Постараемся выяснить по ходу теста.
На первый взгляд наличие дополнительных каналов усиления и декодеров расширенного Dolby и DTS в современной AV-технике - это еще одна маркетинговая уловка производителей. Дескать, мы готовы предложить вам больше, чем конкуренты! Но какой практический смысл во всем этом, когда головная боль любителей музыки и кино заключается сегодня не в том, чтобы найти программы с расширенным сурраундом, а просто приемлемые по качеству DVD - двухслойные или двусторонние с полноценным битрейтом, с качественно сведенным актерским дубляжем и приличной полиграфией. Применительно же к имеющимся в продаже дискам актуальность EX и ES-систем, как и парочки дополнительных каналов в ресивере, пока равна нулю.
Однако мы готовы доказывать, что шести- и, особенно, семиканальные ресиверы все же стоят своих денег. Есть масса других причин выбирать для покупки именно такой аппарат. Давайте разберемся, какие достоинства они сулят, помимо возможностей побаловать нас "настоящим сурраундом".
Во-первых, если вы решитесь на покупку комплекта акустики 7.1, то сможете получить более реалистичное и однородное окружающее звуковое поле даже на обычных треках 5.1. Да, преимущество невелико, но для тех, кто устанавливает домашний театр в приличной по площади комнате (более 25 м2), оно становится приоритетным. При таких обстоятельствах именно банальным увеличением количества колонок можно добиться иллюзии настоящего большого кинозала у себя дома.
Второй резон касается уже всех любителей кино независимо от жилищных условий. Само собой, мощность блока питания в семиканальном ресивере всегда рассчитывается на увеличенную нагрузку. А это значит, что в обычном пятиканальном режиме усилитель сможет более реалистично передать эффекты с пиковыми уровнями. Действительно, симптомы "динамического голодания" у продвинутых ресиверов при работе в конфигурации 5.1 отмечаются крайне редко.
Третий позитивный момент оценят не только любители кино, но и меломаны. Наличие декодеров ES и EX, а также их разновидностей под названием Pro Logic IIx и Neo:6, автоматически означает присутствие современного мощного DSP c приличными характеристиками. Опять же расширенные возможности звуковых настроек лишними не будут ни в одной системе.
Наконец, кто мешает задействовать дополнительные каналы, доставшиеся почти даром, для подключения пары колонок в соседней комнате или би-ампинга фронтальных?
Имея в виду все сказанное выше, мы испытали семь ресиверов в пятиканальной системе, выбрав для фронта напольные АС, прекрасно подходящие для стереофонического воспроизведения. Подключались как по цифровому входу для оценки работы DSP и конверторов в ресиверах, так и напрямую по аналоговым. Во втором случае референсный многоканальный источник со встроенными декодерами позволил сделать выводы о качестве оконечных усилителей испытуемых аппаратов.
- Универсальный проигрыватель Marantz DV9500 ($2500)
- Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (€410)
- Фронтальные АС Dynaudio Focus 220 (€2600), тыловые АС Dynaudio Focus 110 (€1200), центральный спикер Dynaudio Focus 200C (€900)
- Сабвуфер Dynaudio Sub 300 (€1250)
- Оптический кабель Monitor Cable Optical Glass Fiber ($140)
- Межблочники Esoterica Audio USA Graphis ($65 за метровую пару)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515 за пару для фронтальных систем) и Belsis HI-Grade 2x4mm2 OFC ($60 за пять отрезков для сурраунда)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)